Было...

Молва о съёмках нового пограничного фильма быстро разлетелась по городам и весям. Звонили сослуживцы по Таджикистану, интересовались. А непосредственно перед выездом на съёмки, наряду с участниками тех боёв, вся съёмочная группа была приглашена на мероприятия, посвящённые 15-й годовщине событий на Турге. Информация о фильме получила дополнительный резонанс, естественно, возросла и наша ответственность. Для сохранения этого чувства нужно было вспомнить о чём-то настоящем, подлинном, сущностном. Я ухватился за яркие впечатления детства. Именно они формируют наше мировоззрение и определяют практические шаги на дальнейшем жизненном пути. В мае 1968 года мои родители первыми на улице маленького шахтерского посёлка Малышев Лог купили в кредит телевизор. Это было экзотическое изделие, включавшее в себя и проигрыватель, и радио, и собственно сам телевизор. Для доставки чудо-техники попросили лошадь у соседей Егоровых. Телевизор погрузили в телегу и повезли через весь посёлок, так как хозяйственный магазин находился на противоположном конце от нашего дома. Мы, дети, бежали рядом. Шествие сопровождало неизменное любопытство прохожих. Незабываемое событие! Но не это главное…Отец установил телевизор деловито и торжественно, с чувством достоинства, под молчаливо-восхищенными взглядами соседей, набившихся в дом, - свободных мест в комнате не осталось. Значительная часть зрителей расположилась на полу. В первом ряду устроилась тётя Катя Полухина, почти круглый год ходившая босиком. Отец нажал кнопку - и началось! Надо ли напоминать, что до этого мы смотрели кино лишь в клубе, а тут!Сначала мы увидели, да, именно сразу и именно её - голову. Но не говорящую, так как в этот день не сумели выжать из телевизора звука. Это сделал лишь на следующий день мастер, поколдовав с антенной. Затем мы увидели балет! Большинство женщин, прыснув со смеху и покраснев, закрыв лицо руками, выскочили из комнаты. Мужчины заёрзали, заскрипели, закашляли... Дядя Серёжа Корбань, всегда прибавлявший к последнему слову фразы звук «т», начал прибавлять его к каждому слову: «даат», «елки-зелёные-т», «срамота-т». Только тётя Катя, впившись в экран, внешне оставалась невозмутимой, но именно она переломила ситуацию. Прищурившись и очень близко наклонившись к экрану, она невозмутимо и буднично, но в то же время с каким-то крестьянским любопытством спросила: «Дуськ, а Дуськ, они босиком ли, чё ли?» - «Да, тётя Катя, - отшутилась моя мама, - они, как ты, весь год так босиком и ходят». - «Да ты чё!?» - обрадовалась тётя Катя. Взрыв хохота потряс дом, и все снова вернулись в комнату, где стоял телевизор. И теперь уже каждое действие на экране обсуждалось всеми. И об этом можно написать рассказ или книгу. Но не это главное…После балета начался фильм. Фильм назывался «Застава в горах». А поскольку звука не было, это был первый и последний - единственный фильм в моей жизни, который был ещё и без титров. Воображению зрителей была дана полная свобода. Правда, несколько человек до этого видели фильм на большом экране в клубе. По полноте восприятия и глубине переживаемых чувств я подобного при просмотрах больше не испытывал никогда. Галдежа и спора в понимании сюжета и слов героев не было абсолютно. Озвучивали все. Тон задавали мужчины и те, кто видел фильм раньше. Шли вместе с сюжетом. Фраза и слова, вставляемые кем-то одним, а иногда одновременно и синхронно несколькими зрителями, принимались всеми.Реплики тёти Кати и дяди Серёжи Корбаня - это отдельный разговор. Они добавляли остроты, но не мешали, хотя и успевали по ходу обсуждаться. Потрясающая картина! Честное слово, сюжет для кино. Но не это главное…Этот фильм со звуком я увидел лет через пять. И потом, когда был начальником заставы, постоянно интересовался, нет ли его, и по возможности заказывал. Это наставление, инструкция по охране государственной границы. Особого внимания заслуживает язык и вообще СЛОВО в этом и других фильмах того времени. На первый взгляд можно сказать, что все слишком официозно, или пафосно, или сверхторжественно. Но! Но в арсенале средств лично моей управленческой деятельности на заставе был один приём. Я иногда переходил именно на такую манеру общения с подчинёнными. И происходило чудо. Люди принимали эту игру всерьёз. Незаметно для себя переходили на этот стиль, и ты вдруг чувствовал, что идеальность, стоящая за этим творческим официозом, проникает в реальность и, что удивительно, связывает и скрепляет людей в отношениях между ними. Появляются серьёзность, уважение, доверие, искренность, и всё приправлено какой-то весёлостью. А ещё проявляется любовь. Да-да, та самая любовь к ближнему. Здесь я, пожалуй, буду закругляться с воспоминаниями и перейду к главному. Дело в том, что этот и все фильмы той эпохи, режиссёры и актёры калибра Владлена Давыдова вели нас вверх, они воспитывали нас и социально ориентировали. Это называется восхождением. А только оно может дать нам шанс на Спасение! Вот такие раздумья… Понятно, что сегодня это вызывает у кого-то ухмылку. Понятно, что сегодня есть немало людей, презирающих тех, кто готов отдать жизнь за свою Родину. Понятно, что сегодня выгодно снимать другие фильмы.Но есть люди, которые думают иначе. К ним я отношу автора повести «Тихая застава» писателя Валерия Поволяева, продюсера Юрия Коновалова, режиссёра Сергея Маховикова, оператора Максима Шинкоренко и всю съёмочную группу.Во время съёмок фильма на специально построенную «заставу» как-то пришли дети - четвероклассники одной из школ Новороссийска. Я поинтересовался у них, что они знают о Советском Союзе. Они не знали ничего, тогда я сказал, что была такая Великая страна, в которой родились их родители, и что она распалась. Ребята понуро молчали. Я спросил: «А от чего она распалась?» Один мальчик, не поднимая головы, пробурчал: «Немцы напали…» Вот и ответ на вопрос, нужно ли снимать такие картины.Это кино о тех, кто в трудное для страны время всегда готов до конца выполнить свой воинский долг. Именно об этом фильм. О том, что после крупнейшей геополитической катастрофы стали повсеместно кровоточить наши границы. В неимоверно трудных условиях, подчас забытые, иногда заведомо знающие, что погибнут, пограничники продолжали не за страх, а за совесть выполнять свои задачи. В этом и драматизм, и подвиг, и слава!Спасибо всем, кто обратился к этой теме. Желаю удачи Сергею Селину в создании образа старшины. Надеюсь, что после этого фильма Андрей Чадов по-братски обойдёт Алексея именно в военном жанре. Удачно сыграли Игорь Савочкин, Нино Нинидзе, Тимур Ефременков. Старались, и у них получилось, Илья Оболонков, Кирилл Мугайских. Как всегда, органичен был Рустам Сагдуллаев. Неизменно своей игрой вызывала переживания Нина Корниенко, сколько бы дублей ни было.Почему же я пока всего лишь желаю удачи, надеюсь на успех, считаю, удачно сыграли… Потому что отснятый материал - это ещё не фильм. Очень многое зависит от монтажа, интонации при озвучивании, от музыки... Думаю, что фильм БУДЕТ...
  • «Охота на медведя»

    Кинокомпания "ЮКОН фильм" приступает к производству Полнометражного художественного фильма под рабочим названием "Охота на медведя". Фильм расскажет о подвигах Пограничника Никиты Карацупы. 

  • Документальный фильм
    «Мой дЛуг клоун»

    Документальный фильм «Мой дЛуг клоун» будет показан в конкурсной программе фестиваля студенческого кино ВГИК 14 октября 2019г. в 17:00. Вход бесплатный по предварительной регистрации.

  • Х/ф «Владыка живота моего»

    Закончено производство х/ф «Владыка живота моего» по рассказу И.Бунина «Чистый понедельник». Фильм начинает свое путешествие по кинофестивалям